Случайная статья








Технология чеканки >>> Применение техники Чеканка

Теги:


Чеканка - обширный раздел художественной обработки металла. Она охватывает значительное разнообразие изделий, весьма различных по своему художественному принципу: от рельефных орнаментальных до горельефных и круглых фигурных композиций, от линейно-графических двухмерных решений, близких к гравировке, до объемно-скульптурных (трехмерных).

   Чеканная техника применима и для выполнения простейших операций (набивка фактуры) и для тончайшей лепки человеческих лиц и фигур. В одних случаях чеканят из драгоценных металлов миниатюрные ювелирные изделия, в других- чеканкой обрабатывают многометровые монументальные фигуры из алюминия, меди и стали. Наличие такого разнообразия технологических приемов чеканки, дающих различный художественный эффект, объясняется тем, что чеканка - очень древний, развивающийся на протяжении многих веков способ. Чеканка была известна в Древнем Египте, античной Греции и Риме. С давних времен она применялась в искусстве Ирана и Китая, Индии и Японии. Значительное развитие она получила в эпоху Возрождения в странах Западной Европы. Высокого совершенства чеканка достигла в домонгольской Руси и вновь расцвела в древнерусском искусстве XV-XVII вв. Дальнейшее развитие она получила в XVIII и XIX вв. и продолжает применяться и обогащаться новыми приемами в нашем современном декоративно-прикладном искусстве.

   Художественная чеканка делится на два самостоятельных вида работ, имеющих качественные различия в технологиях производства:

  1. чеканка из листа
  2. чеканка по литью, или оброну
   В первом случае из листовой заготовки средствами чеканки создают новое художественное произведение; во втором случае только выявляют и завершают художественную форму, ранее уже созданную скульптором и отлитую в металле (или вырезанную из металла техникой оброна).

   Сущность процесса чеканки заключается в обработке материала посредством специального стержня - чекана, который ставится вертикально и по верхнему концу которого наносят удары молотком. В результате удара нижний, рабочий конец (бой), оставляет отпечаток на материале. Постепенно перемещая чекан и каждый раз ударяя по нему молотком, материалу придают желаемую форму, как бы лепят ее.

   Для успешного процесса чеканки необходимо, чтобы обрабатываемый материал обладал определенной пластичностью и вязкостью, способностью изменять форму под действием силы. Наличие таких свойств характерно для большинства металлов и их сплавов (исключение составляют наиболее хрупкие из них, как, например, чугун).

   Материалом для чеканки из листа служит листовой металл различной толщины, обладающий свойствами пластической деформации. Наиболее ходовыми считаются листы толщиной от 0,4 до 1 мм. Однако для крупных, монументальных произведений применяют и более толстые листы, например, красную медь до 2 мм, а листовой алюминий даже до 3 мм. В современной практике чеканки из листа применяются следующие металлы и сплавы:

  1. цветные металлы - красная медь и ее сплавы (латуни, томпак) - материалы, наиболее пригодные для чеканки декоративных изделий и скульптуры. Они обладают высокой пластичностью, чеканятся легко, допускают глубокую вытяжку - чеканку горельефов и круглой скульптуры, хорошо отжигаются и разнообразно отделываются. Никелевые сплавы (мельхиор, нейзильбер) в настоящее время применяются редко, но в прошлом (особенно в конце XIX в.) широко использовались для чеканки художественной посуды, имитирующей серебряную.
       Листовой цинк обладает достаточной пластичностью, но требует специальных приемов. Листовой алюминий чеканится очень мягко и легко, допускает глубокую вытяжку, но требует особых предосторожностей при отжиге; дюраль - жесткий материал, чеканится трудно, но дает интересные имитации серебра;
  2. черные металлы: мягкая, малоуглеродистая сталь, предварительно отожженная и протравленная - так называемый декапир (или дважды протравленная сталь до и после отжига - дважды декапир) - материал более трудный в чеканке по сравнению с медью, мо очень красивый в отделке. Этот материал может быть рекомендован для чеканки крупных декоративных изделий, не требующих тонкой деталировки. Так же как и медь, он позволяет вытягивать высокий рельеф.
   Для некоторых простых декоративных приемов чеканки (расходка, просечка) можно применять листовую кровельную сталь (кровельное железо). Нержавеющая (хромоникелевая) сталь - красивый, современный, очень эффектный материал, но чеканится трудно. Может применяться для крупных, экстерьерных декоративных изделий,

   В прошлом для чеканки уникальных ювелирных изделий, дорогой посуды (ковшей, чаш, кубков), а также церковной утвари (оклады икон, богослужебных книг и т. п.) применялись драгоценные металлы - золото, серебро и их сплавы.

 

Также рекомендуем посмотреть

Случайная картинка

стол с лавками под навесом из металла

беседка 8 угольная из металла

лестница внутренняя из металла